Поиск по сайту

Наши контакты

Звоните:
+7 (952) 862 99 99
+7(918) 355 44 48
8(861)237 27 41


Пишите:

МРКК "ВАЛЕНРУ"

valenru23@mail.ru

(схема проезда МРКК)

 

ККОО ЗПП «ВАЛЕНРУ»

valenru123@mail.ru

(схема проезда ККОО ЗПП)

Правовой поиск

garant

konsultant

fsgr

fsgrkk

fssp

ufns

prokuror

adminkrd

home

Арбитражный суд

img-01arbitr

img-02arbitr

img-03arbitr

img-04arbitr

img-05arbitr

img-06arbitr

taxcom23

Главная > О нас > Статьи > Влияние миграции на экономику страны

Е.Н.РУДАКОВА

старший преподаватель

кафедры финансов и налогового администрирования

факультета экономики и налогообложения

Кубанского социально-экономического института

ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИИ НА ЭКОНОМИКУ СТРАНЫ

Процессы, происходящие в сфере миграции, оказывают существенное влияние на состояние экономической безопасности государства и на международную стабильность. Развитие мира идет по пути глобализации всех сфер международной жизни, которая отличается высоким динамизмом и взаимозависимостью событий.

Между государствами усилились противоречия, связанные с неравномерностью их развития в результате глобализационных процессов, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран. Благополучие одной страны зависит от многих других стран, часто менее развитых в экономическом и социальном отношении. Современная трудовая миграция является тому подтверждением.

Историческое противостояние между богатым севером и бедным югом приобретает конкретную форму, которая выражается в своеобразной борьбе населения регионов планеты, обусловленной миграционными процессами. Маршруты миграции очевидны: движение населения с юга на север и с востока на запад. Перед мировым сообществом обозначилась глобальная проблема неконтролируемого переселения людей из бедных стран в богатые.

Вследствие укрепления новых центров экономического роста и политического влияния, складывается новая геополитическая ситуация. Несостоятельность существующей глобальной и региональной структуры, ориентированной в Евро-Атлантическом регионе, только на Организацию Североатлантического договора все больше создают угрозу обеспечению международной экономической и политической безопасности. В настоящее время это проявляется на обострившейся кризисной ситуации в Северной Африке.

Так в результате военного конфликта в Ливии беженцами стали уже более 320 тысяч человек. Такие данные приводит ООН. Подавляющее большинство из них бежали в Тунис и Египет. Причем, только чуть более 40 тысяч из их ливийцы, остальные – это мигранты из других стран, приехавшие в Ливию на заработки. В Италии уже нарастает недовольство тем, что только Апеннины страдают из-за событий в Северной Африке, включая государственный переворот в Тунисе и военную операцию в Ливии, тогда как остальная Европа не прилагает никаких усилий, чтобы помочь коллегам.

Первый удар «миграционного цунами» принял на себя итальянский остров Лампедуза, который находится всего в 113 км по морю от тунисского города Сусс. К концу марта 2011 г. мигрантов на Лампедузе стало больше, чем местных жителей, — около 22 тысяч против 6 тысяч лампедузцев. Инфраструктура острова оказалась не в состоянии выдержать столь большего числа людей: начались перебои с продуктами питания, медикаментами и даже с водой.

В итоге коренное население Лампедузы начало устраивать бунты и потребовало освободить их от непрошеных гостей. Решение Италии предоставить временный вид на жительство североафриканским мигрантам заставило власти Евросоюза зашевелиться и обратить наконец внимание на положение с беженцами в Италии. Комиссар ЕС по внутренним делам Сесилия Мальмстрем заявила, что в скором времени представит проект программы по решению проблемы беженцев.

Для возвращения нелегальных иммигрантов на родину Брюссель выделит 25 млн евро. Для тысяч беженцев из Туниса особый интерес представляет Франция, чей колонией когда-то являлась эта североафриканская страна. Знание французского языка, а также большое число родственников и знакомых во Франции, позволит тунисцам быстрее найти работу и адаптироваться к новой стране.

Полиция Франции ловит тунисских иммигрантов и отправляет их обратно в Италию, но если беженцы получат вид на жительство, то Франция будет вынуждена пропустить их к себе. Франция с начала 60-х годов проводит политику по ассимиляции и социальной защите иммигрантов. Районы, где они проживают, получают дополнительные субсидии от государства для строительства современных спортивных и культурных центров.

Правительство Франции специально создает дополнительные рабочие места для данной категории граждан, и приоритетом при устройстве на работу пользуются граждане Франции, например марокканского происхождения, чем коренные французы, но работать большинство из них не собирается – на социальное пособие можно неплохо жить. Дополнительным заработком являются более распространенные среди иммигрантов грабеж, разбой, торговля наркотиками и прочие противоправные деяния.

Религиозная направленность этого противостояния дает участникам беспорядков преимущество. Вполне очевидно, что религиозная окраска переводит их из разряда хулиганов в ранг борцов за права человека. О религии они вспоминают в тот момент, когда их арестовывает полиция. А для любого Европейского государства фраза «права человека» дорогого стоит. Нужно заметить, что за всю историю Франция приняла большое количество иммигрантов, но проблемы возникли только с представителями мусульманской Африки.

Основной причиной существования незаконной миграции является неравенство экономического развития государств. Страны с высоким уровнем жизни населения привлекательны для мигрантов из менее развитых стран, в которых часто за подобную работу платят значительно меньше. Именно этот экономический фактор является причиной значительной части мировых миграций.

Кроме того, причинами миграции населения выступают серьезные экономические и политические кризисы, сопровождающиеся голодом, политическими репрессиями и межэтническими проблемами. Потоки беженцев, вызванные войной или этническими столкновениями, составляют экстренную проблему для всего мирового сообщества. Комиссия ООН по проблемам беженцев полагает, что количество таких граждан, по меньшей мере, составляет сегодня не менее 20 млн. человек.

Нелегальная иммиграция часто имеет трудовой временный характер. Не все мигранты в чужой стране могут легально найти себе работу, и поэтому создаются условия для занятия запрещенными в государстве пребывания видами деятельности. По причине бесправности и невысоких требований незаконных мигрантов возникают "теневые" общественные структуры, ориентирующиеся на эту группу работников.

С таким механизмом порождения нелегальных миграционных потоков можно бороться только путем повышения уровня жизни в беднейших странах. К основным странам исхода нелегальных мигрантов в Российскую Федерацию относятся практически все государства-участники СНГ, Китай, Монголия, Вьетнам, Афганистан, Иран, Пакистан, ряд африканских стран и некоторые другие.

Причинами и условиями, порождающими незаконную миграцию, является экономическая привлекательность России, отсутствие с рядом стран визового режима (Казахстан, Таджикистан и др.); реальный спрос на дешевую низкопрофессиональную рабочую силу; несовершенство миграционного законодательства на постсоветском пространстве; недостаточная правовая основа противодействия незаконной миграции и необходимого миграционного взаимодействия.

Основной поток мигрантов составляет международная, незаконная трудовая миграция, которая характеризуется определенным стандартом процесса миграции в Россию: образец поведения просматривается в том, что после въезда одного из мигрантов и изучения им ситуации приезжают в последующем его родственники и близкие.

В результате на территории России формируются места пребывания, заселения представителями, имеющими не только этническую, но и кровнородственную связь.
Основной поток мигрантов, направляющихся в нашу страну, сосредотачивается в основном в экономически благополучных регионах страны – в Москве и Московской области, второе место по популярности занимает юг России – Ставропольский и Краснодарский края, Астраханская область, на Дальнем Востоке основную массу мигрантов составляют вьетнамцы, корейцы и китайцы.

Не секрет, что на переправке живого товара созданы целые транснациональные бизнес-империи. Помощь в перемещении таким лицам обеспечивается большим количеством организованных преступных групп, которые во время следования по маршруту обеспечивают переправляемых  средствами транспорта, поддельными документами и другими необходимыми средствами.

Стоимость переправки одного мигранта из Москвы в какое-либо государство Европы колеблется в пределах от 10 до 15 тыс. долларов США. Как правило, они работают под хорошим прикрытием. У них кроме криминального имеется и легальный бизнес, а так же поддержка чиновников высокого уровня в странах исхода, транзита и конечного пункта остановки и трудоустройства мигрантов. 

В 2007 г. проводился социологический опрос 120 китайских мигрантов, живущих и работающих в России, на предмет выявления особенностей их социально-экономической адаптации и миграционных установок. Опрос был проведен на китайском языке на рынках, в фирмах, в компаниях, в ресторанах, в которых работают граждане Китая.

Исследование показало, что уровень доходов китайских мигрантов в России оказался достаточно высоким: 30% респондентов заявили, что получают 700 - 800 долларов в месяц и это может считаться достаточно неплохой заработной платой на российском рынке труда; 20% мигрантов зарабатывают 500 - 600 долларов; 13% мигрантов имеют доходы на уровне 300 - 400 долларов в месяц; 16% китайцев получают от 800 до 1000 долларов; 13% - от 1000 до 1500 долларов; 5% - от 1500 до 2000 долларов; примерно 2% - более 2000 долларов в месяц.

Это свидетельствует о том, что китайские мигранты достаточно успешно адаптировались на российском рынке труда. Все китайские мигранты, ориентированные на постоянное место жительства в России, говорят о том, что привыкли здесь жить. Более 92% уверены, что в России легче зарабатывать деньги, чем в Китае и других странах. Примерно 89% респондентов хотят остаться жить в России потому, что здесь есть работа.

Это является свидетельством успешной морально-психологической адаптации китайских трудовых мигрантов в России. В приграничных регионах России, в связи с увеличением китайских мигрантов, происходит деиндустриализация, сокращение занятости в промышленной сфере и миграционный отток населения. Для разрешения сложившейся ситуации России необходимо развивать экономический потенциал на основе его благоприятных природно-географических условий.

Экономика Дальневосточного региона должна иметь экспортную направленность. Потребителями российской продукции могли бы быть многие страны Азиатско-Тихоокеанского региона, которые нуждаются в энергоресурсах, продукции сельского хозяйства, лесных ресурсах, морского промысла, пушнине, металлах и пр. Среднесрочная концепция развития экономики региона должна быть ориентирована на постепенный переход от экспорта необработанного сырья к производству готовой продукции для экспорта.

Российский Дальний Восток имеет очень удачное транспортно-географическое положение в результате чего он может рассматриваться как транспортный "мост" между Западной Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Наиважнейшее условие развития Дальнего Востока - это необходимость сохранения постоянного российского населения в южной части региона.

Основой для этого должна стать четко выраженная и подкрепленная реальными действиями государства политика протекционизма в отношении приграничных территорий.

Достижению этой цели могут способствовать следующие меры:

  • для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики целесообразно создать на юге Дальнего Востока свободную экономическую зону с льготным налоговым режимом для отечественных предпринимателей
  • разработать программу притока российского населения в приграничные районы Восточной Сибири и Дальнего
  • снизить транспортные тарифы для жителей Дальнего Востока в любой регион страны на 2 поездки в течение года любым видом транспорта
  • установить запрет на создание компактных поселений мигрантов из-за рубежа на основе этнического и земляческого принципов, реализовать программы этнокультурной и языковой адаптации мигрантов
  • распространить на южные районы Дальнего Востока надбавки за длительные сроки проживания в регионе – эта мера позволит повысить уровень заработной платы населения и остановит миграционный отток

Самым негативным проявлением незаконной миграции является работорговля, которая стала нормой не только в сфере сексуальных услуг, но и использования физического труда. Некоторые предприниматели, пользуясь правовой незащищенностью этой категории работников, имеют не ограниченные возможности их эксплуатации.

По существу, рабский труд нелегальных мигрантов означает серьезные нарушения условий честной конкуренции за счет монопольно низких цен на рабочую силу. Использование труда гастарбайтеров обеспечивает сверхдоходы бизнеса, уменьшение социальных расходов, уход от налогов и т.д. При таких условиях недобросовестный работодатель, независимо от характера собственности, заинтересован в осуществлении незаконной миграции, способствует ей и может являться организатором или связующим звеном в канале поставки незаконных мигрантов в Россию.

Кроме того, получая сверхприбыль, он не стремится к повышению уровня автоматизации и охраны труда, снижает затраты на модернизацию производства и инновационную деятельность, и этим причиняет огромный экономический вред стране, препятствует техническому прогрессу. Теневые миграционные потоки угрожают также и здоровью российских граждан как носители многих забытых в России инфекционных заболеваний, так как положение иностранных граждан не позволяет им обращаться за квалифицированной медицинской помощью.

По данным ФМС, до 4,5% иммигрантов являются носителями опасных инфекций, в том числе СПИДа, туберкулеза, гепатита. Их лечение - дополнительная нагрузка на медицинские учреждения страны. Нелегальную миграцию можно рассматривать также и как источник пополнения террористических и экстремистских организаций. По российскому и зарубежному опыту, большинство терактов планировались и осуществлялись людьми, незаконно находящимися в стране.

Превращение незаконной миграции в организованный преступный бизнес приводит к росту "сопутствующих" ей преступлений: коррупции, торговле прописками, изготовлению поддельных документов. Общими для всех стран противоправными деяниями в области миграции являются следующие: нарушение порядка въезда на территорию страны; нарушение порядка пребывания на ее территории; нарушение правил транзитного проезда через территорию страны; нарушение порядка использования иностранной рабочей силы; незаконное трудоустройство; провоз лиц через государственную границу; использование поддельных документов.

Но влияние миграции на экономику стран нельзя определить как однозначно негативную. Для страны импортеров (принимающих рабочую силу) в миграции имеется некоторая выгода: повышение конкурентоспособности товаров страны принимающей рабочую силу вследствие уменьшения издержек производства из-за использования более дешевой иностранной рабочей силы; иностранные рабочие предъявляют дополнительный спрос на товары и услуги в стране - стимулирует рост производства и рабочей занятости; при импорте квалифицированной иностранной  рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и подготовку специалистов; иностранная рабочая сила  рассматривается как определенный амортизатор, так как в условиях кризиса иностранных рабочих увольняют первыми; иностранные рабочие не учитываются при реализации государственных социальных программ и не обеспечиваются пенсией.

Экономика развитых индустриальных государств сегодня не может существовать без притока труда мигрантов. В большинстве принимающих стран, доля иностранных работников в общей численности занятых постоянно возрастала с начала 1980-х гг. К 2000 г. она составила: в Швейцарии около 20%, Австрии и Германии - свыше 10%,  Люксембурге около 60%. В России, по официальным данным, этот показатель пока очень низок — менее 2%. Реальная роль мигрантов в экономике многих регионов страны гораздо выше, но сосредоточены они в сфере  неформальной и теневой экономики и официальной статистикой не учитываются.

Отрицательные последствия миграции – это социальная напряженность, которая возникает, когда иностранная рабочая сила занимает те места, на которые претендуют местные рабочие – в результате чего возникает межнациональная рознь. Для стран экспортеров рабочей силы также имеются и положительные и отрицательные стороны миграционных процессов. Выгода для таких стран заключается том, что экспорт рабочей силы является важным источником валютных поступлений.

Выделяют следующие основные источники валютных доходов: налоги с прибыли фирм посредника – это фирма, которая занимается трудоустройством за рубежом, оформляет рабочие визы или поставляет иностранную рабочую силу на внутренний рынок страны; переводы мигрантов на родину на поддержку семей; личное инвестирование мигрантов – это привоз в страну средств производства и предметов длительного пользования, а так же наличные денежные средства, используемые на инвестиционные цели (открыв свое дело на рынке).

В некоторых случаях экспорт рабочей силы в несколько раз эффективней, чем товарный экспорт, т.е. поступление от мигрантов превышает поступления от экспорта товаров (Пакистан, Югославия). Кроме того, выгодой от миграции для стран экспортеров рабочей силы является снижение давления избыточных трудовых ресурсов в стране экспортере на рынке труда, тот факт, что трудящиеся мигранты повышают за рубежом свою квалификацию, приобретают новые профессиональные навыки, знакомятся с передовыми методами организации производства и управления. Отрицательным последствием миграции для этих стран является только отток квалифицированных инициативных кадров.

Пока еще не найдено приемлемого решения противоречий, которые базируются на стыке базовых прав человека, и национальных интересов отдельных государств. С одной стороны, право на свободу передвижения декларируется как фундаментальное право каждого гражданина. С другой стороны, каждое государство имеет право на защиту своих национальных интересов и охрану собственных границ. Рост уровня нелегальной миграции в мире и является следствием данного противоречия. Поиск решений указанных проблем активно идет во всем мире, что предопределяет и включение России в этот процесс как полноправного участника мирового сообщества. Для решения проблемы необходимо создание системы  межгосударственного регулирования внешней трудовой миграции, обмен банками данных, пресечение незаконной миграции и торговли людьми.

Литература:

Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"// Собрание законодательства РФ", 18.05.2009, N 20, ст. 2444

Добыш М.А. Влияние миграции на экономическую безопасность Российской Федерации //"Миграционное право", 2008, N 3

Корчагин А.Г., Сонин В.В. Миграционная политика в решении миграционных проблем в России //"Право и политика", 2010, N 6

Овчинникова А.Незаконная миграция как новый вызов международной и национальной безопасности //"Российский следователь", 2009, N 6

Орешина Н.И. Некоторые вопросы ответственности за правонарушения в сфере миграции в зарубежных странах // Общество и право. 2010. N 1. С. 282 - 286.

Рязанцев С.В. Китайская миграция в России: тенденции и подходы к регулированию //"Миграционное право", 2009, N 1

Хабибулин А.Г. Актуальные проблемы формирования и реализации государственной миграционной политики в контексте экономической безопасности России// Миграционное право", 2009, N 1